понедельник, 13 июля 2009 г.

ЕГЭгей! (часть вторая - окончание)

Сегодня продолжу излагать свой взгляд на проблематику ЕГЭ.
В прошлый раз я остановился на тезисе о том, что «ЕГЭ – нечестно пишут в отдаленных регионах». Рассмотрим его подробнее.

Выходцы с Кавказа, которые под диктовку директора пишут ЕГЭ у себя в ауле – являются одним из довольно ярких и убедительных штрихов картины «мира после ЕГЭ». Это мир, в котором высшее образование умерло или стало профанацией, растеряло окончательно педагогов, забыло собственное имя, потеряло способность выпускать квалифицированных специалистов.

Здесь я бы отделял «раздражение от ЕГЭ» от «боли за систему высшей школы». Т.е. никто не отрицает проблем (назовем это мягко, не люблю слов типа «катастрофа»). Уже сейчас высшее образование дискредитировано. Уже давно количество университетов и академий превышает все мыслимые пределы. Уже много лет строчка «высшее образование» в резюме не означает ничего кроме некой социальной адаптированности человека и, возможно, наличие способностей к самообучению. Это все УЖЕ есть. Было до ЕГЭ.

Также, задолго до ЕГЭ появилась коррупция в ВУЗах. Притчи о том, сколько стоят места в МГИМО или МГУ тоже родились раньше, чем первый вариант теста.
Учились ли бездари в ВУЗах раньше? Безусловно!
Я, как выпускник мед.вуза (где уровень подготовки считается традиционно высоким) считаю что не меньше половины (!) моих сокурсников не знает фундаментальных дисциплин. А в случае сквозного, прозрачного и неотвратимого тестирования, скажем, после первого семестра – срезалось бы процентов 80.
И надо сказать подобная практика достаточно хорошо работает за рубежом. Германия – один из примеров, где при общедоступности образования (оно бесплатно, часто и для иностранцев) «церемонии» со студентами – вещь недопустимая. И на «ПО» и уже в процессе образования отчисляется столько студентов, сколько не может пройти контрольные испытания (чаще – тесты), в первые годы обучения – это десятки процентов (по известным мне примерам – примерно 1 из 5 успешно получает диплом). В моем же ВУЗе дипломов на 6 курсе было выдано больше, чем поступало на первом (сказался ударный выход из «академок» ряда товарищей).

Словом, неучам всегда было хорошо в ВУЗах (при условии, что либо ВУЗу все равно, либо у неучей достаточно денег). Теперь происходит забавная вещь – деньги мало что решают при поступлении. Взятками в подавляющее большинство академий не пробиться. Нужен результат ЕГЭ. Бесполезно тянуть за рукав ректора, декана или председателя приемной комиссии. ЕГЭ захлопнул эту дверь. Но распахнул подвал.

Удаленные регионы, где нет ни возможности, ни желания контролировать ход сдачи ЕГЭ оказались «в дамках». Поскольку государство сдвинуло «зону ответственности» с ректора ВУЗа на директора школы, «злоуоптребления» по приему - переместились туда.

Чем это грозит? Оболваниванием высшей школы? На мой взгляд, едва ли. Удельный вес лентяев в ВУЗах не изменится. Грамотный выпускник до сих пор в состоянии поступить в ВУЗ (он хорошо пишет тест – см. предыдущий пост). Грамотный кавказец – тоже. Взяточник из мегаполиса остается ни с чем. Полуграмотный кавказец – вот кто торжествует. Он будет учиться в элитном ВУЗе, благодаря тому, что учитель продиктовал ему ответы на ЕГЭ. Он будет там учится вместо питерского, московского, рязанского лодыря. Одна неучь заменила другую. Страшно? Едва ли.

Роптание ВУЗов перед лицом подобной напасти выглядит, по-моему, довольно смешно. Сами ВУЗы, как раз хуже всех умеют бороться с лентяями. Их проблема не в том, что они не могут сами набирать (никогда и не умели, судя по удельному весу разгильдяев на каждом курсе), а в том, что не способны фильтровать и отчислять. Делали бы это (ну кто мешает)? Выгоняли бы всех двоечников, «доп. сессников» и тунеядцев. Но этого не происходит. ВУЗы в массе своей плохо умеют делать свою собственную работу (учить студентов и выбраковывать неучей). ЕГЭ никак им в этом не мешает.

Конечно, есть «мега-ВУЗы - исключения». Они исключение как из ЕГЭ, так и возможно (поправьте меня?) из системы работы со студентами. Но таких, во-первых единицы, а во-вторых им плевать на ЕГЭ.

Не будем забывать также и об еще одном нюансе - о том, что благодаря демографическому спаду, в самое ближайшее время поступать в ВУЗы (особенно на инженерные специальности) будет уже просто некому.

Ну и, наконец, последний тезис – «ЕГЭ – идиотизм». Он оболванивает, отупляет. Подменяет одно другим, навязывает американские стандарты тестирования и т. д. и т.п.
Невозможно ничего возразить спонтанной вспышке религиозного гнева «педагога со стажем». Он всю жизнь учил по-другому. Он всю жизнь по-другому видел.

Но можно посмотреть на жизнь и по-другому. Учась на врача, я очень хотел получить красный диплом. И яростно, агрессивно шел к этой цели. В том смысле, что каждая сессия была для меня вызовом. Я понимал, что нельзя получать четверок, недопустимы тройки вообще. Я был далек от мысли достигать своих целей шантажом и обманом, я старался, готовился. Я учился весь семестр, а потом занимался по учебникам столько, сколько нужно было, чтобы все отложилось.
И все равно. Каждый экзамен – ни с чем не сравнимая лотерея.

Ты зависишь от билета (сколько там? два-три вопроса?) и от личности преподавателя.
Первый риск требует колоссальных трудозатрат, а второй – не снижаем вообще. Ты можешь парту грызть при подготовке, но один неохваченный вопрос похоронит тебя. Или препод, который «устал/обиделся/потерял бдительность / поругался со всем миром» с ходу настроится влепить тебе «неуд», но в итоге только снизит на балл (но тебе-то и этого хватит).

Никакого другого эффективного способа проверять знания быстро и комплексно – кроме тестов не придумано. Никто в принципе не придумал ничего лучше тестов (так чтобы можно было за разумные деньги охватить систему образовательных учреждений всей страны). Существующая (со времен СССР) система оценки знаний в разы порочнее, потому как сильнее зависит от личности ученика и удачи, чем от его знаний (оценить-то нужно было именно знания, а не удачу). Это мое личное мнение. В свое время я очень старательно учился и сильно страдал от несоответствия затраченных усилий однобокой системе их оценки. Идея тестирования (в медицине, конечно, оно применимо не везде, но все же весьма широко) приходила мне в голову и казалась несбыточной, нереальной.

Подводя итог – я не вижу никаких (т.е. никаких вообще) системных противопоказаний к ЕГЭ. Да можно хвалить идею и ругать ее реализацию. Да, возможно по каким-то предметам ЕГЭ составлен плохо, неправильно, неадекватно, а в регионах наше государство не способно держать контроль за процедурой так же, как в крупных городах. Важно, что многое исправимо, а сама идея – жизнеспособна.

ЕГЭ никогда не решит никаких серьезных проблем высшей школы (так на это он и не рассчитан – фактически, это довольно «мелкая» по своему масштабу затея). И очень сильно огорчит неуспешных абитуриентов (подумайте, сколько потенциальных студентов Лесгавта никогда не наберут нисколько балов по ЕГЭ). Широкие ряды плачущих школьников, лишь после сдачи экзаменов узнавшие, что к ним нужно было готовиться сами по себе не впечатляют – опять же это не проблема ЕГЭ.

Словом, я свой выбор сделал. Кривовато, с крипом внедряющийся ЕГЭ – мне импонирует. Но, должен признаться – и искренне рад тому, что период обкатки и «пилотных внедрений» пришелся не на мою юность. Дай бог, чтобы эта машина таки уже исправно заработала.
Использован фрагмент мультфильма "Ух ты - говорящая рыба!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий