четверг, 25 июня 2009 г.

Методы лечения - "не работает и не должно" (2 из 3)

Сегодня о группе откровенно шарлатанских методик.

Критерием шарлатанства я считаю полную неэффективность методики, т.е. производимый эффект не является следствием лечения.

Для начала сформулирую причины, по которой существуют (и бурно развиваются) подобные методики.
Нужно понимать, что здравоохранение, это область, в которой:
 - Есть постоянное и большое количество клиентов, ждущих простых и универсальных продуктов / услуг / рекомендаций
 - Клиенты (пациенты) сферы здравоохранения – это люди с проблемой, которую сами решить не в состоянии (готовы по возможности инвестировать в наиболее привлекательное на их взгляд решение).
 - Среди пациентов высок уровень недовольства «официальным здравоохранением» (склонность к поиску альтернатив)
 - Продаются преимущественно услуги, причем продаются людям не способным в большинстве случаев компетентно оценить результат (есть возможность управлять ожиданиями клиента, а также скомпенсировать отсутствие результата хорошей «подачей» самой услуги).

Перечисленные выше особенности предопределяют простой факт: любая, даже совершенно бредовая идея в медицине найдет своих последователей (и их деньги), при надлежащем уровне раскрутки.

Приводить конкретные примеры не буду (этой задаче нужно посвящать отдельный ресурс и вот: один из прекрасных сайтов по борьбе с мошенничеством). Ограничусь общими соображениями.


Характерные признаки шарлатанской методики лечения:
 1. Суть методики невозможно изложить в общепризнанных терминах и закономерностях (например – «в основе терапии нормализация ауры», в то время как никакого определения ауры в медицине нет).
 2. Отсутствие клинических исследований (т.е. около 10.000 обследованных двойным слепым плацбонезависимым методом с последующими публикациями, а не импровизированный соцопрос среди своих же сотрудников с созданием рекламной статьи и презенташки на сайте)
 3. Агрессивный маркетинг
 4. Человек, предлагающий лично Вам эту услугу / продукт не является врачом по образованию (но с удовольствием сошлется на мнение врачей), кроме того, он - активная женщина от 30 до 55 лет.
 5. Методика проста, безболезненна, не имеет противопоказания (или последние - весьма экзотичны).
 6. Методика имеет широчайший диапазон приложения (например: поскольку в основе «гармонизация», то лечить можно не конкретную болезнь, а вообще все что угодно).
 7. Методика помогает от практически неизлечимых болезней (СПИД, онкология, наркомания).
 8. В названии методики или описании принципа ее действия используются такие слова как:
       a. Биорезонанс
       b. Аура, биополе, информационное поле
       c. Гармонизация
       d. Шлаки / вывод шлаков
       e. Естественный, природный
       f. Революционный, уникальный, не имеющий аналогов
       g. Космос, космический, матрица

Области приложения шарлатанских методик разнообразны. Это как методы лечения, так и диагностики.
Так, изрядная часть диагностических методик сводится к тому чтобы измерить электрическое сопротивление тела или сфотографировать излучаемое тепло, обозвать все это, скажем «аурой» и начать предварять в жизнь «комплексную диагностику всего организма за 20 минут».
Не отстают и «лечебники», продвигающие в массы приборы с двумя проводками и лампочкой или таблетки из сушеной крапивы с красивой этикеткой, способные избавить всю семью от всех болезней надолго.

Никаких серьезных санкций применить к ним нельзя, ибо то что делают и продают эти люди не является ни лекарством, ни медицинской услугой. Кроме того, есть еще один важный момент - в медицине и правда достаточно лекарств которые (на самом деле) помогают «почти от всех болезней». Правда, помогают очень слабо. Простой пример – витамины. Мультивитаминовый комплекс (особенно обогащенный минералами) «поможет» при любых нарушениях иммунитета (т.е. все инфекции сюда), при усталости, стрессе и т.п. и т.д.
Другое дело, что помощь помощью, а болезнь лечить все равно надо. И при доказанной полезности витаминов их собственный эффект минимален, порой незаметен.

А теперь - внимание, следите за руками! Берем сушеную крапиву, добавляем туда витамин в микроскопическом количестве (скажем, «Е», который укрепляет иммунитет) и получаем лекарство «от любых инфекций». Теперь делаем на этом акцент всей нашей маркетинговой кампании и продаем крапиву как натуральный эффективный супер-препарат. И схватить нас за руку трудно (ибо клиничессике исследования обязательны только для лекарств, и то не для всех). Если все еще стремно – неприметно пишем на упаковке «перед употреблением проконсультируйтесь с врачом». Все, наша совесть чиста! Нанимаем людей и двигаем продажи!

Резюме:
1. Хорошо поданное вранье в медицине всегда находит свой сбыт.
2. Распознать шарлатана достаточно просто (нужно только не утрачивать способности мыслить критически)
3. Шарлатанские методики обычно безвредны, однако отвлекают пациента, съедая время (и деньги) от реального лечения. Упущенное время может быть критично.
4. Методики этой группы по формальным признакам практически не отличимы от предыдущих «работает а не должно». Единственный четкий критерий – эмпирический опыт (в данных публикациях - мой) - наблюдения, обратная связь.

1 комментарий:

  1. 7 признаков шарлатанского лекарства или метода лечения http://ssoshnikov.blogspot.ru/2014/02/6.html

    ОтветитьУдалить