пятница, 21 августа 2009 г.

Новые специальности - ловушка для недалеких абитуриентов

Обсуждали на днях в кругу коллег инициативу альма-матер связанную с открытием обучения «новой» специальности врач-биофизик (медицинская биофизика 040900).

Предметом обсуждения стала, в первую очередь, кажущаяся «нецелесообразность» профессии. Когда первые заблуждения оказались прояснены, подозрения только усилились.

Фактически, врач-биофизик представляет собой врача, которому запрещено лечить. Единственное, на что он может рассчитывать, работая «в халате» - должность диагноста при центре или стационаре (УЗИ, томограф, радиология). Или вовсе примерить «лаборантский» халат сотрудника НИИ или лаборатория (бактериолог, вирусолог и т.п.).
Безусловно, есть люди, избравшие именно такое будущее, однако трудно себе представить – что заставит достигать его именно таким путем.

Любой доктор может в перспективе работать диагностом. Ни один диагност не может работать доктором. Причем учатся и те и другие в одном ВУЗе и тратят одинаковое количество сил и нервов.

Для сравнения можно привести ученика автошколы, собирающегося получить права. Он наравне со всеми ходит на занятия, изучает теорию и практику, сдает экзамен в ГИБДД лишь затем, чтобы получить права только на вождение, скажем машин красного цвета с объемом двигателя от 1,5 до 1,6. Даже если ученик собирается ездить на такой вот красненькой машинке, почему бы не получать «обычные» права (трудозатраты-то одни и те же).

В итоге – объяснения, оправдывающего существование специальности 040900, найти не удалось. Зато обнаружился воинствующий абитуриент, который, впрочем, также не внес ясности в мотивы собственного выбора.

Мое личное мнение – многие новые специальности (касается не только медицины) порождаются не необходимостью или логикой, а в результате причудливых флюктуаций в недрах Рособразования. И, что забавно – любое из них найдет «своих» студентов (главное лишь скинуть немного с проходного балла). Прекрасный симбиоз неработающей системы профориентации и нелогичного, бесцельного развития высшей школы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий