
Наблюдая за ежедневной эскалацией паники вокруг «свиного гриппа» в очередной раз я оказался поражен слаженностью усилий СМИ, ученых и чиновников, решительно сгущающих краски.
Изучив очередные телевизионные выкладки, согласно которым мир вот-вот окажется охвачен волной невыносимо-жуткой пандемии, решил чиркнуть собственное мнение на страницах болга.
Дабы более полно донести свою мысль, начну с краткого экскурса в работу противовирусного иммунитета. Изъясняться здесь и далее постараюсь в простых терминах (коллеги-врачи, извиняйте).
Итак, наш организм, защищаясь от вируса (да и от любого другого возбудителя), сперва как следует «запоминает» обидчика (изучает его антигены, читай – рецепторы), а потом начинает штамповать специфичные орудия убийства (антитела). Эти антитела идеально соответствуют антигенам-рецепторам на поверхности вируса. Он безвредны для любых клеток организма, но разрушительны для «агрессора», против которого синтезированы.
Когда антител в крови становится достаточно много – болезнь отступает и не может вернуться с новой эпидемией до тех пор, пока человек ее как следует не забудет (пока не разрушаться «от старости» основная масса заготовленных для отражения атаки антител).
Так работает иммунитет.
Проблема вируса гриппа заключается в том, что представители данного семейства весьма разнообразны по своему антигенному составу. «Облик» вируса формируют рецепторы типа H и типа N (
гемаглютинин и нейраминидаза соответственно). Для каждого из рецепторов существует несколько вариантов строения (обозначаются цифрами). Таким образом, антитела, которыми в прошлом году организм отражал атаку вируса, скажем H2N1, совершенно бесполезны против H2N2 в следующем году. Для организма – это уже другой «правонарушитель», его тоже нужно сперва изучить, потом – бороться. Поэтому в один год над миром проносится эпидемия одного вируса, а когда в популяции переболевших людей нарастает иммунитет – вирус сменяет его напарник с немного другим обликом. Болезнь та же самая, но вирус другой.
Теперь к описанию самой болезни.
Уже достаточно давно существует теория, согласно которой, пронесшийся по человеческой популяции вирус, не находящий более себе применения среди людей, «уходит» в животный мир (благодаря ряду мутаций) и сеет эпидемии среди птиц и зверушек. А через 5-7 и более лет – возвращается к людям (повторно мутируя). Таким образом, недуг представляет собой то антропоноз (более только человек), то зооноз (болеют животные). Ничего особенного в этом вроде нет. С корректностью изложения данной теории можно поспорить, но сам механизм подобных вирусных мутаций (shift и drift) описан достаточно давно.
Термины «птичий грипп», «свиной грипп» и т.п. – по сути не вполне корректны. Это старый, «добрый» вирус гриппа, просто «замеченный» во время мутации, в процессе своего возвращения к людям. Посмотрите на антигенный состав, который так старательно называют в новостях: H5N1 («птичий грипп»), H1N1 («свиной грипп»). Ничего особенного. Обычный вирус, очередной вариант. За нашу многовековую историю они не раз уже проносились по планете, мигрировали в животный мир и обратно.
«Страшен ли черт»? Хочу обратить внимание на очень простой тезис – грипп, по признанию ВОЗ, является одной из самых смертоносных болезней всех времен и народов. Просто грипп, «тот самый», знакомый, наверное, каждому
Причин тому несколько:
- Чрезвычайная распространенность
- Способность вируса «протравливать» сосуды, создавая предпосылки для кровотечений
- Способность вируса вызывать «брадикардию» (урежение сердечного ритма).
Как правило, болезнь относительно безопасна для молодых и зрелых людей. Однако может очень серьезно повлиять на здоровье детей самого младшего возраста и стариков. При гриппе обостряются и декомпенсируются сердечно-сосудситые недуги. Немалое количество инфарктов, и инсультов возникает при его «пособничестве».
Истории известны примеры тяжелых эпидемий («Испанка», в 1918), и нет ясности – отчего население тех времен оказалось столь восприимчиво к заурядному H1N1, который ни до, ни после своего триумфального нашествия не смог повторить успех, и вел себя вполне прилично.
Но стоит ли хвататься за сердце при каждом объявлении о «новой чуме XXI века» - «гриппе лосей» и т.п. (не думайте, что птицами и свиньями исчерпывается весь набор представителей фауны, склонных к данному недугу)?
Человечество в части гриппа - едва ли способно столкнуться для себя с чем-то качественно новым. «Сенсации», которые так старательно фабрикуются сочетанным усилием СМИ, ученых, да и самой ВОЗ – носят явно выраженный характер пропаганды.
Интерес понятен - больше шума – больше внимания проблеме, больше денег, больше «профильных институтов» и «рабочих групп» по борьбе за жизнь во всем мире (возможно, кстати, Вы все еще верите в серьезность глобального потепления и озоновых дыр?)
Правительства тоже не в накладе и подогревают ситуацию по мере сил - в эпоху больших потрясений весьма удобно, когда появляется серьезная внешняя опасность, сплочающая людей, заставляющая их забыть о личном.
Хотите для себя прикинуть серьезность угрозы? Изучите данные об инфицированных и процент умерших. Имейте в виду, что от «обычного гриппа» ЕЖЕДНЕВНО погибает 1-2 тысяч и человек по всему миру, около 500.000 в год. Просто сравните эти данные со «сводками с фронта» о наступлении «животного гриппа». Делать выводы просто. Волноваться по пустякам – легко. Но вот утраченного душевного комфорта Вам никто никогда не вернет.
PS: «И не читайте, перед обедом советских газет» ©