воскресенье, 20 сентября 2009 г.

Методологии для менеджера как принятие диагноза


Хорошо известное классическое представление о «реакции на диагноз» (в случае если речь идет о впервые выявленном серьезном недуге) гласит, что пациент последовательно проходит следующие фазы: отрицание -> гнев -> торг -> депрессия -> принятие.

Уж не знаю почему, не так давно поймал себя на мысли, что данный процесс чем-то напоминает мне психологическую трансформацию менеджера проектов, в отношении методик и стандартов работы.

Поясню свою мысль.
Полной аналогии туту быть не может, но из большинства виденных мной (в процессе становления) личностей, да и, в отдельных моментах, на собственном опыте, могу подтвердить – есть некие «общие» стадии, свойственные многим развивающимся менеджерам.

Одна из первых – это энтузиазм, интерес. Менеджер еще не опытен, у него почти ничего не получает «без проблем», он начинает читать специальные издания, ходить на тренинги. Узнает, что его проблемы «типичные», и «стары как мир», что мир уже, вроде как, давно учился с этим бороться и придумал уйму стандартов, методологий, моделей. Менеджер готов «встать на правильный путь», пытается применить усвоенное в реальной практике.

Спустя какое-то время (полагаю, около года) накапливается раздражение, недоверие и пессимизм. К этому моменту новоиспеченному руководителю удается установить, что методологий уйма, а вот 100% успеха не приносит ни одна из них. Команды зачастую сопротивляются излишнему формализму, а иногда способны отработать «быстро и эффективно» без всякой «заумной методологической фигни». При этом информационный шум вокруг стандартов, методологий и проектных школ очень высок. Менеджер перестает в них верить (как раньше), зачастую, убеждает себя – что подобные практики нужны лишь большим и бюрократическим корпорациям, или, скажем, «работают только там, у них, в Америке, где люди другие и психология иная.

Проходит еще какой-то период, и менеджер (если к тому моменту он все еще является таковым), в ходе непрерывного шлифования навыков в очередной раз открывает PMBOK, или CMMI, или просто статью по специальности и с удивлением осознает, что несколько лет набивания шишек, так закаливших его прошли в постоянной борьбе с заказчиком, внешними рисками и профессиональной, но не самой управляемой командой. И самое главное – многие из выработанных за эти годы практик и приемов один к одному совпадают с «американским PMBOK, годным только для огромных корпораций». Наступает эдакая фаза «принятия».

Открывая электронную страницу какого-либо из профессиональных интернет-сообществ можно видеть, как бурлят дискуссии среди менеджеров, находящихся на разных стадиях "приятия" диагноза, или на иных, возможно, не описанных здесь :)
Использован отрывок из мультфильма "The Simpsons"

Комментариев нет:

Отправить комментарий